Дворец знаний для эрудита

Каждая организация, как и живое существо, проходит через свои стадии роста и развития, начиная с момента зарождения идеи и заканчивая неизбежным концом — смертью предприятия. Понятие «жизненный цикл предприятия» впервые ввел Кеннет Боулдинг в 1950 году, и с тех пор оно стало важной концепцией в маркетинге, менеджменте, социологии и психологии. В этой статье мы рассмотрим каждую из стадий жизненного цикла организации, чтобы понять, как бизнес может развиваться, когда его необходимо поддерживать, и какие признаки указывают на приближение конца.

Рождение организации

Рождение предприятия — это его первая стадия, когда компания еще только формируется на уровне идеи. На этом этапе у предприятия только мечты и потенциальные возможности. Задачей руководителей становится координация разрозненных планов и создание единой концепции, пригодной для исполнения. Основным вызовом является критика — именно на этом этапе многие идеи остаются нереализованными из-за скептицизма со стороны окружающих.

Младенчество

Переход на следующий уровень происходит, когда компания начинает брать на себя материальные обязательства и риски. Концепция переходит в плоскость реальных действий, и начинается реализация планов. Организация основывается на двух основных компонентах: поддержке основателей и активных вложениях капитала. Компания сталкивается с первыми трудностями и учится на собственных ошибках, пытаясь нащупать свой путь в отрасли. Управление все еще не настроено на делегирование, и сотрудникам требуется работать на пределе возможностей.

Расцвет

Стадия расцвета — золотой век в жизни компании. Здесь достигается баланс между управляемостью и гибкостью. Каждый отдел предприятия точно знает свои функции, цели и задачи, которые выполняются в срок без сбоев. Компания превращается в единый, отлаженный механизм. Однако это мнимое чувство стабильности может стать ловушкой. Руководители начнут думать, что изменения не нужны, и это отсутствие инноваций может в будущем стать фатальной ошибкой.

Старение компании по Адизесу

Стабильность

Первая стадия старения — стабильность. Продажи находятся на одном уровне, однако рост не наблюдается. Компания на этом этапе прекращает активно следить за изменениями на рынке и потребностями целевой аудитории. Проекты становятся все более незначительными, а инвестиционный поток сокращается.

Знать

Если в результате стабилизации компания забывает об инвестициях и реакциях на внешние изменения, все ее усилия начинают уходить на удовлетворение собственного административного аппарата. Компания отдаляется от рыночных тенденций, и ресурсы расходуются неэффективно. Накопление проблем не рассматривается всерьез до последнего момента.

Бюрократия

На этой стадии учредители понимают, что компания не растет. Основная задача становится поиск виноватых, а не решения проблем. Начинается «зачистка» управленческой верхушки, но без влияния на реальные задачи. Усиливается контроль и жесткость правил, что убивает мобильность и адаптивность компании. Это приводит к главной развилке: реорганизация или банкротство.

Смерть предприятия

Стадия смерти — это медленный вывод инвестиций и окончательная остановка всех процессов предприятия, что ведет к его закрытию.

Понимание жизненного цикла компании позволяет по-новому взглянуть на процессы управления предприятием. Это знание дает руководителям и акционерам ключи к предотвращению нежелательных явлений и оптимальному использованию ресурсов на каждом этапе. От правильного старта и выхода на стабильные позиции, до принятия правильных решений в кризисные моменты — жизненный цикл предприятия должен стать основной картой навигации в бизнес-среде.